Проблемы определения объема потребленной тепловой энергии, а также объема питьевой воды и сброшенных сточных вод

Правовое регулирование отношений в области предоставления населению коммунальных ресурсов отличается двойственным характером.

 

В основе правового регулирования в данной области лежат положения ст. 539 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Таким образом, с другой стороны, нормативы, объемы, порядок расчетов прописаны в многочисленных подзаконных нормативных актах, призванных защитить интересы конечного потребителя. При этом указанные нормативы зачастую регулируют один и тот же вопрос. Кроме того, чисто коммерческий характер правоотношений между поставщиком ресурсов и коммерческой организацией - управляющей компанией осложняется тем, что к регулированию этих правоотношений в интересах конечного потребителя применяются нормы, рассчитанные на защиту экономически более слабых субъектов.

Очерчивая круг проблем, возникающих в судебной практике по вопросу определения объемов потребления коммунальных ресурсов, следует упомянуть:

- Применимость к отношениям между управляющими компаниями (ТСЖ) и поставщиками ресурсов правил, регулирующих правоотношения между поставщиками ресурсов и пользователями.

- Степень свободы договора о поставке ресурсов - могут ли стороны самостоятельно определять порядок определения объема потребленных ресурсов.

- Соотношение показаний индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов и общедомового прибора учета и последствия отсутствия прибора общедомового учета.

Управляющая компания (ТСЖ) не является конечным потребителем коммунальных ресурсов. Статьи 539 и 157 ЖК РФ, устанавливающая размеры платы за коммунальные ресурсы, регулируют правоотношения между поставщиком коммунальных ресурсов и энергии (в т.ч., например, в виде горячей воды) и абонентом - потребителем. Между тем управляющая компания, или ТСЖ, не является абонентом и приобретает коммунальные ресурсы не для собственных нужд. Нередко, возражая против применения установленных нормативов, на данное обстоятельство ссылался либо поставщик ресурсов, либо сама управляющая компания. Этот вопрос был разрешен для судебной практики постановлением ВС РФ от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8. 

Так, в силу абзаца два п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.

Однако последующая судебная практика не была единообразна в этом вопросе. Поэтому Президиум ВАС РФ в следующем году вновь подтвердил свою позицию по данному вопросу*(1).

Именно с разрешением этого вопроса связана проблема квалификации правил договора, устанавливающих порядок расчета объема потребленной энергии. Например, часто встает вопрос о допустимости ссылки в договоре на Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика).

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 19 Правил N 307 аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Таким образом, использование расчетного метода для определения объема потребленных ресурсов противоречит установленным правилам. Эта позиция закреплена постановлением ВАС РФ от 15.07.2010 N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008.

Условие договора о применении расчетного порядка определения объема потребленных коммунальных ресурсов ничтожно. Тем не менее ссылки на Методику продолжают встречаться в договорной практике, а споры по поводу допустимости ее применения продолжают рассматриваться в судах*(2).

Надо учитывать, что, несмотря на прямо и неоднократно выраженную позицию ВАС РФ, практика нижестоящих судов не является однообразной*(3).

Обосновывая возможность применения Методики, стороны ссылаются на возможность корректировки раз в год, предусмотренную Правилами N 307. На наш взгляд, суды совершенно правомерно отвергают эту аргументацию, поскольку даже если бы для такой корректировки использование Методики было бы правомерно, это не повлияло бы на действительность условия в договоре, противоречащего нормативным правовым актам.

Еще одна распространенная проблема заключается в том, по каким правилам необходимо определять объем потребленных ресурсов, если отсутствуют общедомовой прибор учета потребленной энергии или воды, однако имеются индивидуальные приборы учета у граждан.

Такой вопрос может складываться при заключении договора снабжения коммунальными ресурсами конклюдентными действиями или, например, в случае неисправности общедомового прибора учета.

При этом возникает два вопроса: о допустимости использования показаний индивидуальных приборов учета и о том, каким образом в таком случае будут рассчитываться потери во внутридомовых сетях.

Позиция, согласно которой объем потребленных ресурсов может быть исчислен на основании индивидуальных приборов учета, основывается на общем положении п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, согласно которому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При этом п. 16 Правил N 307 предусматривает, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Таким образом, учитывая, что отношения между поставщиками ресурсов и управляющими компаниями подлежат применению нормативных положений, касающихся поставки коммунальных ресурсов потребителю, предлагается применять к этим правоотношениям и правила, установленные п. 16 Правил N 307. Эта точка зрения встречается и в судебных актах арбитражных судов субъектов РФ, и судах округов*(4).

Другая точка зрения заключается в том, что конкретные правила расчета объема потребленных ресурсов и платы за них установлены подзаконными актами, в частности Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936. В частности, исходя из п. 1.3, абз. 2 подп. 2.1.1 указанных Правил, средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. Следовательно, в отсутствие прибора учета на границе водоотведения подлежат применению правила, применяемые в случае отсутствия прибора учета. Указанные правила применяются и при поставке холодной воды, и энергии в виде горячей воды, и для исчисления объема сброшенных сточных вод.

Вторая позиция подтверждается также практикой ВАС РФ, который указал, что иное "означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на предприятие (поставщика ресурсов. - Прим. авт.) ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении товарищества (ТСЖ. - Прим. авт.). Кроме того, данный подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между предприятием и товариществом"*(5).

В судебной практике часто встречается ссылка управляющих компаний на то, что они лишены возможности без согласия собственников жилых помещений в многоквартирном доме установить общедомовой прибор учета. Поэтому предлагается рассчитывать объем потребленных ресурсов, исходя из показаний индивидуальных счетчиков*(6).

Однако такие ссылки справедливо отвергаются судами. Применение норматива потребления для расчета потребленных ресурсов в отсутствие общедомового прибора учета не носит характера ответственности за неисполнение обязанности по его установке.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

- К расчетам между поставщиками коммунальных ресурсов и управляющими компаниями, как правило, применяются правила, регулирующие правоотношения между поставщиками ресурсов и потребителями (населением).

- Для определения объема поставленных ресурсов используются показания общедомовых приборов учета.

- В отсутствие таких приборов оплата за поставленные ресурсы рассчитывается исходя из нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.

 

К.А. Михайлова,

консультант 6 с/с ВАС РФ

 

"Жилищное право", N 6, июнь 2011 г.

 

Марков Илья Сергеевич

Юрист

Задать вопрос
Запись на консультацию

Майоров Сергией Петрович

Юрист

Задать вопрос
Запись на консультацию
SiteHeart

О компании

Юридическое агентство Закон-СП основано в г. Сергиев Посад сравнительно недавно, но уже заслужило оправданное уважение и доверие, в лице клиентов как частных лиц, так и юридических. Агентство активно развивается так как в команде только высококвалифицированные, целеустремленные кадры, основная задача агентства помочь, защитить клиента в рамках существующего законодательства...

Полезные советы

Сотрудники ГИБДД могут остановить вашу машину в нескольких случаях. Эти моменты регулирует приказ МВД от 1 июня 1998 года № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России» и п.13.7 Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ. Утвержденные приказом МВД России от 20 апреля 1999 года № 297, дает сотрудникам ГИБДД право останавливать автомобиль и проверять документы на право пользования и управления им, а также документы на автомобиль и перевозимый груз только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах...

Новости

24.09.2017

При регистрации ООО важно предусмотреть многие моменты, связанные с особенностями коммерческой деятельности, интересами и целями учредителей, а также грамотно подготовить документы для регистрации.

12.02.2014

Правительство РФ одобрило законопроект, вносящий изменения в порядок уплаты уставного капитала при регистрации ООО в Сергиевом Посаде и других городах России.